Ростелеком Бизнес
Ведомости
Специальный проект 16+
Главная
Кейсы
Кейс № 1: Как снизить травматизм и заменить целый департамент одним сотрудником Кейс № 1: Цифровая охрана труда Кейс № 2: Как довольный и защищенный персонал стал эффективнее на 30% Кейс № 2: Учет рабочего времени Кейс № 3: Как цифровые решения контролируют подрядчиков и поставки Кейс № 3: Позиционирование Кейс № 4: Как складской робот заменил 16 рабочих Кейс № 4: Неутомимые грузчики Кейс № 5: Какие результаты дает оптимизация энергопотребления Кейс № 5: Экономия это прибыль Кейс № 6: Как улучшить климат в здании, повысить безопасность и сэкономить Кейс № 6: Инженерная революция
Интервью
Владимир Волков: От инфраструктуры к цифровизации бизнес-процессов Владимир Волков Тимур Берда: Как цифровизация оберегает работников и помогает промышленным предприятиям больше зарабатывать Тимур Берда Андрей Походня: Цифровизация как способ повысить конкурентоспособность предприятия Андрей Походня
Мини-тренды
Новости
Ростелеком Бизнес
Ведомости
Специальный проект 16+
Новости цифровизации
Как меняется рынок высоких технологий для производства

Рынок цифровых заводов будет расти на 21% в год

Оборот мирового рынка цифровых заводов будет ежегодно увеличиваться на 21% и к 2029 году достигнет $262,2 млрд, по прогнозу исследовательской компании Meticulous Research. Сейчас наибольшая доля рынка приходится на автомобилестроение, а самые высокие темпы внедрения в течение прогнозируемого периода ожидаются в фармацевтической отрасли.

Цифровой прогресс предприятий будут стимулировать новые разработки в области беспроводных сенсорных сетей, убеждены аналитики Meticulous Research.

Беспроводные сенсорные сети станут одним из главных драйверов рынка цифровых заводов.

В 2022 году на промышленный сегмент IoT (интернет вещей) будет приходиться самая большая доля рынка: цена заводских датчиков постоянно снижается, а эффективность оборудования из-за их использования растет.

Один из лидеров по запуску цифровых заводов — Азиатско-Тихоокеанский регион. Например, компания Siemens в 2022 году открыла в китайском Нанкине такую фабрику. Она создавалась сразу как «умная» — с помощью полного виртуального двойника реального завода, где производят двигатели, приводы и числовое программное управление. За счет этого получилось гораздо точнее планировать все производственные процессы, выявлять узкие места и оптимизировать пространство. Операторы станков тестировали оборудование с помощью виртуальных очков. В результате производительность выросла на 20%, а эффективность использования пространства — на 40%. Это решение позволило обойтись одной производственной линией вместо двух.

В России спрос на цифровизацию промышленности вырастет в 14 раз к 2030 году, по данным аналитического агентства CNews Analytics (18+). Самые популярные технологии — промышленные роботы, искусственный интеллект, машинное обучение и цифровое прототипирование.


43% российских компаний находятся в процессе замещения иностранных ИТ-решений

Почти половина российских компаний в 2022 году занята миграцией с иностранных ИТ-решений на российские аналоги, показало исследование Naumen. Еще 40% участников опроса планируют начать импортозамещение в ближайшее время.

Из-за того, что многие крупные иностранные производители и разработчики ушли с российского рынка, у компаний возникли сложности с зарубежным оборудованием и софтом. У 36% респондентов международные разработки составляют половину ИТ-решений, еще у трети — от 20 до 50%.

В топ-10 отраслей, наиболее зависимых от зарубежных цифровых сервисов и оборудования, вошли нефтегазовый сектор, химическая промышленность и банки.

Чаще всего компании сетуют на потерю технической поддержки иностранных ИТ-решений из-за ухода разработчиков из России, на это указали 56% участников опроса. 16% отметили критичное удорожание лицензий и услуг. Ростелеком заметил трехкратный всплеск запросов от бизнеса на российское телекоммуникационное оборудование. Например, по заказу рудника «Многовершинное» в Хабаровском крае компания заменила все иностранное оборудование для доступа к Wi-Fi (беспроводная сеть) российским.

Несмотря на сложную экономическую ситуацию, предприятия преимущественно не сокращают бюджет на цифровизацию. У 66% он остался прежним, а 6% его даже увеличили. Резко вырос спрос на российские облачные сервисы после того, как компании не могли оплатить иностранные или были отключены от них. Чаще использовать облака стали в ритейле, сельском хозяйстве и банках.

При этом предприятия активнее начали подключать внутренние ресурсы для создания и внедрения нужных ИТ-решений: так делают 76%, причем половина из них применяет такой подход в большинстве проектов по цифровизации.


Ростелеком открыл один из первых арктических дата-центров

В Мурманске в конце 2022 года начал работать центр обработки данных (ЦОД) Ростелекома. Это первый подобный объект в арктической зоне России.

Клиентами дата-центра в Арктике будут власти Мурманской области и местный бизнес. Заказчики смогут арендовать стойки — стеллажи для размещения серверов, или отдельные места, поставить там свое оборудование, пользоваться высокоскоростной сетью передачи данных, облачными сервисами и другими цифровыми услугами.

Дата-центр позволяет собрать все мощности в одном месте и снизить расходы на ИТ-инфраструктуру — ее поддержкой займется Ростелеком. Экономия может составить до 30%.

Услугами дата-центров пользуются банки, ритейлеры, телеком-операторы и промышленные предприятия. Они востребованы у компаний, которым нужно хранить большие объемы данных и управлять ими. Клиенты получают бесперебойный доступ к данным, высокий уровень безопасности и защиту от многих рисков, например отключения электричества или сбоев в работе оборудования. В дата-центре круглосуточно работают специалисты, которые занимаются поддержкой систем.

Для многих заказчиков ЦОД становится цифровой платформой для оптимизации бизнеса. Дата-центр позволяет отказаться от капитальных вложений в ИТ-оборудование, сэкономить на обслуживании и найме сотрудников. Заказчики могут арендовать облачные услуги или виртуальные рабочие места. Если им понадобятся дополнительные мощности, они их быстро получат. А если проект закончен, клиент просто перестает вносить ежемесячные платежи.

Всего у Ростелекома больше двух десятков дата-центров: в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске и в Тверской области. Общее число стоек приближается к 15 000, а суммарная мощность составляет около 150 МВт.


Каждая четвертая компания увеличит расходы на решения для работы с данными в 2022 году

Почти две трети российских компаний используют системы для работы с большими данными, причем 28% начали их внедрять в последние два года. К таким выводам пришли исследователи VK Cloud (12+) и Arenadata (ООО «Аренадата Софтвер», 12+), опросившие руководителей ИТ-подразделений крупных российских предприятий.

Импульсом для более широкого использования Big Data (большие данные) стала цифровизация во время пандемии, а также рост объема собираемых данных и стремление увеличить прибыль в условиях высокой конкуренции, говорится в исследовании.

Увеличить траты на большие данные готовы преимущественно компании из финансового сектора, розничной торговли, ТЭК и производители товаров повседневного спроса. 65% топ-менеджеров сказали, что их компании планируют оставить бюджеты на прежнем уровне.

Для работы с дата-проектами каждая вторая компания использует облачные решения, еще 29% планируют начать их внедрять в ближайшее время.

Главные сложности, с которыми сталкивается российский бизнес, развивающий дата-проекты, — это низкий уровень компетенций внутренней команды (22%), плохо каталогизированные данные (21%) и неготовность инфраструктуры (12%).

Две трети компаний решают проблему дефицита кадров, привлекая внешнюю экспертизу: работают с интеграторами, которые помогают выполнять проекты под ключ, с агентствами и консультантами. Например, совместное предприятие Ростелекома и ВТБ Platforma помогло онлайн-кинотеатру Wink настроить «умное» таргетирование и заинтересовать новых подписчиков.


Мировой рынок автоматизации рабочих процессов превысит $78 млрд к 2030 году

Оборот мирового рынка решений для автоматизации рабочих процессов на предприятиях в ближайшие семь лет превысит $78 млрд, по данным исследования Acumen Research and Consulting. В среднем ежегодные темпы прироста до 2030 года составят более 23%.

95% руководителей отделов ИТ и разработки говорят, что частичная или полная автоматизация рабочих процессов — приоритет для их компаний.

Автоматизация помогает ускорить операции и улучшить взаимодействие сотрудников на производстве, убеждены участники опроса. Кроме того, она позволяет эффективнее настраивать бизнес-процессы, отслеживать и анализировать состояние систем, их безопасность и недостатки, снижать влияние человеческого фактора.

По прогнозу Acumen Research and Consulting, быстрее других будет расти рынок гиперавтоматизации: средние темпы составят 19% в год, и к 2030 году он достигнет $33 млрд. Гиперавтоматизация — это согласованное использование множества технологий: роботизации, машинного обучения, ИИ, инструментов no-code и low-code (способы создания продукта без написания кода с нуля) и других.

На втором месте — автоматизация задач в маркетинге и продажах: ожидается ежегодное увеличение примерно на 12% до $12 млрд через семь лет. По прогнозам, высокие темпы автоматизации процессов будут и в лабораториях разного профиля, к 2030 году оборот этого рынка составит $9 млрд.

Активнее всего решения для автоматизации будут внедряться в сфере здравоохранения и фармацевтики, говорится в исследовании. Лидером будет Азиатско-Тихоокеанский регион, особенно Индия и Китай, за счет более глубокого проникновения промышленного интернета вещей и повышенного спроса на автоматизацию рабочих процессов со стороны местного бизнеса.


52% руководителей крупных компаний ожидают увеличения бюджета на технологическое развитие

Рост мировых расходов на цифровизацию и автоматизацию крупного бизнеса может стать одним из самых быстрых за последние 15 лет, выяснила консалтинговая компания Nash Squared. И это при том, что 87% опрошенных топ-менеджеров ожидают ухудшения экономической ситуации.

Противоречие объясняется тем, что за последние два года после начала пандемии необходимость цифровизации стала очевидной для руководителей компаний и укрепила их интерес к процессу, считает гендиректор Nash Squared Бев Уайт. Бизнесу пришлось искать новые способы работы, будь то переход в облачные сервисы или создание цифровых платформ для взаимодействия с пользователями.

Расходы компаний на облачные сервисы остаются на высоком уровне, но начал замедляться рост инвестиций в искусственный интеллект и большие данные. Вместе с тем две трети менеджеров, руководящих цифровизацией компаний, убеждены, что big data и аналитика данных станут главными технологиями, которые в 2023 году дадут бизнесу конкурентное преимущество.

Лишь каждый пятый топ-менеджер считает, что его компания эффективно используют аналитику данных, чтобы получать больше выручки.

70% управленцев посетовали на нехватку талантов, из-за которой компании не успевают за всеми изменениями. Это самая высокая доля за 24 года исследований Nash Squared. Шесть из десяти опрошенных сказали, что из-за растущей стоимости жизни зарплатные требования сотрудников стали нерациональными. Однако распространение удаленной работы меняет рынок труда: четверть компаний уже нанимает персонал за рубежом.


Ростелеком перешел на российскую платформу для роботизации бизнес-процессов

Ростелеком заменяет иностранные роботизированные решения отечественными: в ноябре он внедрил платформу для автоматизации рутинных бизнес-процессов Sherpa RPA. Ее разработала российская компания «Шерпа Роботикс». Ростелеком надеется, что благодаря этому решению сможет увеличить эффективность и снизить риски ошибок, связанных с человеческим фактором, во всех сферах, например при поиске новых сотрудников или взаимодействии с поставщиками.

Sherpa RPA может взять на себя часть простейших действий специалистов по продажам, закупщиков, бухгалтеров и HR-менеджеров. Программа умеет сохранять резюме соискателей и выбирать наиболее подходящего кандидата, выстраивать начальную коммуникацию с партнерами: предлагать сотрудничество или особые условия, если они давно не размещали заказов.

Ростелеком использует программные решения для автоматизации с 2018 года. За это время компания разработала 50 ботов, которые способны выполнять рутинные задачи более чем 100 сотрудников. А люди могут переключиться на более творческие и интеллектуальные задачи. Раньше Ростелеком применял иностранное ПО, однако после ухода западных компаний начал переход на российские решения.

Отечественное ПО не только заменит зарубежное, но и поможет увеличить масштабы роботизации: внедрить ее в большем количестве процессов и привлечь к ней больше сотрудников.

Ростелеком намерен задействовать роботизированные решения для большего числа задач, поэтому договорился с «Шерпа Роботикс» о лицензии на безлимитную версию ПО на несколько лет вперед. Переход на российскую систему занял всего пять месяцев с момента начала сотрудничества с разработчиком.


Половина российских компаний использует только Excel для управления бизнес-процессами

Российский бизнес остается довольно консервативным в использовании ПО для управления бизнес-процессами: 52% применяют Excel, 62% — электронную почту, выяснили компании Artezio и Comindware вместе с Ассоциацией BPM-профессионалов.

Полноценные BPM-системы, которые позволяют автоматизировать большую часть процессов, использует лишь один из шести участников исследования. Результаты опроса отражают «хаос» технологий и подходов в российском бизнесе, который мешает цифровизации. Почти две трети компаний внедрили несколько разных программ для автоматизации работы, причем 53% признали, что софт разных производителей плохо сочетается. Из-за этого бизнес не получает заметных преимуществ от технологий.

Приоритет для бизнеса — автоматизация логистических процессов, эту сферу назвали 23%. Меньше всего внимания уделяется цифровизации найма: лишь 7% компаний готовы тратить на это деньги.

Основная проблема, которая сдерживает цифровизацию в России, — это бюджет. Только 14,5% компаний готовы потратить около 10% прибыли на цифровые решения. В основном — меньше. Почти четверть компаний согласна отдать разработчикам ПО лишь пару процентов от прибыли.

Несмотря на это, темпы цифровизации в России довольно высокие: большинство компаний работают над проектами по автоматизации бизнес-процессов. Лишь одна из двадцати организаций сейчас не занимается такими инновациями и не планирует этого делать. Несмотря на ситуацию на рынке, треть компаний сообщила, что сохраняет темпы цифровой трансформации, и только 7% полностью заморозили инвестиции в технологии.


Компании из более «цифровых» отраслей теряют меньше доходов после рецессии

Компании из более цифровизированных отраслей после рецессии в экономике несут потери в продажах примерно на 2% меньше, чем остальные, как показало исследование Международного валютного фонда (МВФ). Это экономически значимый эффект, который подчеркивает роль цифровизации в повышении жизнеспособности компаний, считают авторы отчета.

В случае экономических последствий пандемии эффект внедрения технологий еще более заметен. В более «цифровых», чем в среднем, отраслях выручка была почти на 4% выше через год после рецессии и почти на 5% — спустя пять кварталов. Это более чем в четыре раза превышает экономический эффект после «обычных» рецессий.

В более технологичных отраслях в сравнении со средними быстрее росли показатели найма сотрудников: почти на 3% через год после рецессии, вызванной пандемией, и на 4% — через два года. Исследователи связали это с устойчивостью, которую дает бизнесу цифровизация.

Авторы исследования изучили квартальные отчеты 24 000 компаний из 75 стран. Они интересовались последствиями пандемии, которая ускорила внедрение цифровых технологий и новых подходов в разных сферах: видеосвязи, софта для платформ e-commerce, онлайн-взаимодействия с партнерами, бесконтактных транзакций с клиентами, удаленной или гибридной работы сотрудников.

Компании, которые применяют цифровые технологии, работают продуктивнее за счет автоматизации процессов и лучше готовы к удаленному взаимодействию с клиентами и сотрудниками. Эти возможности защитили бизнес и работников от негативных эффектов карантина во время пандемии, говорится в исследовании МВФ.


Мировой рынок цифровой трансформации логистики достигнет $52,2 млрд в 2022 году

Оборот мирового рынка решений для цифровизации сферы логистики будет расти в среднем на 8,8% в год в ближайшие пять лет: с $52,2 млрд он увеличится до $82,4 млрд к 2027 году. Это следует из исследования компании Global Industry Analysts.

Цифровая трансформация в сфере логистики позволит в режиме реального времени следить за цепочками поставок, работать продуктивнее и получать больше прибыли. Например, с помощью датчиков следить за передвижением транспорта, его техническим состоянием или температурой в холодильниках. Это требует инвестиций логистических компаний в разработку и покупку подключаемых к интернету устройств, в радиочастотную идентификацию (распознавание радиометок на товаре) и интернет вещей.

Расходы на оборудование будут увеличиваться в среднем на 8,2% каждый год и к 2027-му достигнут $38,3 млрд. Разработке софта с учетом последствий пандемии и восстановления отрасли после кризиса предстоит более быстрый средний рост — на 8,9% в год.

Такие технологии, как big data, искусственный интеллект, машинное обучение, блокчейн и облачные вычисления, помогут повысить эффективность цепочек поставок, уменьшить расходы и число ошибок в логистике, показал опрос австралийской компании Telstra. Результаты оказались позитивными для всех секторов логистики: перевозок по земле, воздуху и воде, управления цепочками поставок и отслеживания перемещений.

Крупнейшая доля мирового рынка решений для цифровой трансформации логистики приходится на США — 29% — и оценивается в $15,1 млрд, по данным Global Industry Analysts. На втором месте — Китай, он достигнет такого же оборота рынка в денежном выражении к 2027 году, причем будет расти быстрее, чем мир в целом. Европейский рынок к 2027 году тоже расширится до $15 млрд.

Вернуться на главную
  1.  Нэш скуэард
  2.  Большие данные
  3.  Шерпа РПА
  4.  Артезио
  5.  Глобал Индастри Аналистс
Над проектом работали:
Директор по спецпроектам: Наталия Ставрогина, менеджер по спецпроектам: Анастасия Геворгян, руководитель направления по работе с рекламными агентствами: Юлия Чижикова
Реклама, ПАО «Ростелеком», JapBII2iq
По вопросам сотрудничества: special@vedomosti.ru
Разработка: Ornament Media
Реклама, ПАО «Ростелеком», JapBII2iq