О том, как цифровые технологии превращаются в прикладные инструменты для решения насущных проблем, рассказывает Владимир Волков, директор департамента крупного бизнеса ПАО «Ростелеком».
Во-первых, многое зависит от уровня зрелости компании. Чтобы принимать такие решения, нужен определенный горизонт планирования, а если топ-менеджмент поглощен текучкой, решением операционных задач, вряд ли он может смотреть так далеко. Радует, что в последнее время мы все чаще встречаем тех, кто готов сразу строить и цифровую, и физическую инфраструктуру «на вырост». Например, создавая с нуля агропредприятие, сразу закладывать в его проект решения, которые через три-четыре года будет не стыдно показать губернатору.
Во-вторых, на активность бизнеса могут влиять особенности законодательного регулирования отрасли. Иногда оно стимулирует, а иногда и сдерживает инициативы цифровизации.
В-третьих, как и везде, огромное значение имеет личность человека, принимающего решение на стороне клиента. В одних и тех же рыночных обстоятельствах, на одном и том же предприятии в результате смены топ-менеджмента или собственника может возникнуть совершенно новый подход к цифровизации.
В нем принимают участие технические специалисты с нашей стороны и отраслевые — со стороны заказчика. После того как техническое решение найдено, нужно доказать его целесообразность собственнику компании, объяснить, какие выгоды получит предприятие. Следующий этап — это пилотный проект. По его результатам собственник принимает решение о масштабировании.
Ростелеком реализует проекты под ключ как единственный исполнитель — в этом наша ключевая ценность для крупных промышленников. В рамках одного договора клиент получает инфраструктуру, оборудование и программное обеспечение. А что у нас там под капотом — сколько дочерних обществ, направлений, департаментов, — это заказчика не волнует. Он понимает, что через 3–4 месяца на его предприятии будет оцифрован определенный бизнес-процесс или какая-то отдельная важная функция.
Наша глобальная стратегия — это развитие цифровых отраслевых решений, которые комплементарны нашим базовым сервисам.
Любые технологические тренды нуждаются в базовой телекоммуникационной инфраструктуре, развернутой непосредственно на промышленном предприятии. Волоконно-оптические линии связи и беспроводные решения — это тот фундамент от Ростелекома, на котором можно заниматься дальнейшей цифровизацией.
В некоторых регионах, например, на Дальнем Востоке или в Восточной Сибири у некоторых предприятий нет никакой цифровой инфраструктуры, кроме спутниковой. Для удаленных населенных пунктов и вахтовых поселков точкой входа в дальнейшую цифровизацию становится строительство оптических линий связи от Ростелекома протяженностью в десятки, а то и сотни километров.
Следующим шагом после базовой инфраструктуры нередко становятся вопросы промышленной безопасности. Они дают быстрый и заметный экономический эффект. Например, у нас есть система позиционирования «Умная каска» (0+). Она оборудована датчиками давления и объема, устройством GPS/ГЛОНАСС, гироскопом, GSM-модулем и акселерометром.
С ее помощью можно контролировать соблюдение правил техники безопасности, время нахождения сотрудников в запретной зоне, подавать сигнал о помощи и так далее. Изменив набор модулей, каску можно использовать для еще более специфических задач — контроля состояния электромагнитного поля, концентрации химических веществ, загрязнения воздуха и других.
Экономический эффект достигается за счет повышения производительности труда и предотвращения аварий и несчастных случаев на предприятии и становится заметен уже в течение нескольких месяцев после внедрения.
Например, горнодобывающая компания эксплуатирует лифт, который возит людей в шахту. Когда в лифте едет человек со взрывчаткой, больше там никого быть не должно. Эти требования почти никто не соблюдает, хотя это жесточайшее нарушение требований безопасности — широко известны случаи, когда серьезная авария надолго парализует деятельность крупной компании. После развертывания нашей системы видеонаблюдения в сочетании с носимыми датчиками нарушения прекратились. У Ростелекома уже есть как пилотные, так и реализованные проекты в сфере промышленной безопасности на Дальнем Востоке, к концу года рассчитываем похвастаться еще несколькими.
При создании специализированного решения очень важно правильно оценить его востребованность и потенциальную емкость рынка.
Процесс создания коммерческого продукта строится следующим образом. Наши эксперты находят отраслевое решение, которое имеет потенциал масштабирования. Допустим, это может быть определенный набор сервисов для обеспечения промышленной безопасности при добыче полезных ископаемых открытого типа. В течение года мы реализуем с несколькими потенциальными клиентами 5–6 пилотных проектов. Если они оказываются успешными, в течение следующих 6 месяцев мы создаем общедоступный коммерческий продукт.
Сроки внедрения зависят от отрасли и от конкретного сервиса. В сфере АПК, например, сервис видеоаналитики может быть развернут за 2 месяца, в сфере промбезопасности от старта переговоров до начала коммерческой эксплуатации проходит обычно 6–9 месяцев.
На базе одних и тех же технологий могут быть созданы специализированные сервисы для совершенно разных отраслей.
В свиноводстве мы предлагаем онлайн-расчет самых важных аналитических показателей — суточного привеса и конверсии корма. С помощью современной системы видеоаналитики мы можем дистанционно определить индивидуальный вес каждого животного с точностью до 97%. На основании этой информации руководители агробизнеса могут принимать более точные управленческие решения. Также на базе собранной информации возможен анализ состояния здоровья каждого животного, выявление больных особей. Точность и скорость очень важны: чем быстрее проблемная свинка покинет общий загон, тем больше шансов предотвратить массовое заболевание поросят. Это позволяет минимизировать «естественный отбор» поголовья и напрямую влияет на финансовые показатели сельхозпредприятия.
Для любых предприятий, в структуре которых есть кол-центры или любая другая форма массовой обработки входящих обращений, очень актуальны голосовые помощники на базе искусственного интеллекта. Мы успешно внедрили это решение в многофункциональных центрах (МФЦ) предоставления госуслуг в регионах, для единой справочной службы Минздрава и для ряда коммерческих клиентов.
Технологию гармонично дополняет цифровая телефония, которую Ростелеком может предоставить заказчику. Использование голосовых помощников сильно снижает нагрузку на операторов кол-центра и повышает качество обслуживания.
Наши аналитики указывают на 12 мегатрендов, которые определяют развитие ключевых цифровых технологий.
Часть из них мы активно используем, создавая на их базе прикладные решения, точно отражающие отраслевую специфику и запросы наших клиентов. В их числе искусственный интеллект, облачные технологии, сбор, обработка и анализ больших данных и роботизация. Для того чтобы превратить технологию в инструмент для извлечения прибыли или оптимизации издержек, у Ростелекома есть не только техническая экспертиза, но и глубокое понимание специфики бизнеса.
Не менее важно то, что, предлагая отраслевые специализированные сервисы, Ростелеком готов сначала решить базовые инфраструктурные задачи любого, даже самого удаленного региона и предприятия. Это позволяет формировать по-настоящему комплексное предложение для цифровизации крупного бизнеса.