Цифровая охрана труда. Как снизить травматизм и заменить целый департамент одним сотрудником
Кейс

На примерах клиентов Ростелекома разбираемся, как работает аутсорсинг в сфере охраны труда и промышленной безопасности и почему защита жизни и здоровья сотрудников — это еще и очень выгодно.

notebook
Клиент и его проблема

На горных выработках задействуется большое количество БелАЗов и другой крупногабаритной техники. Все эти машины должны как-то избегать столкновений друг с другом и наездов на людей, а обеспечить это непросто. Компания — клиент Ростелекома столкнулась со множеством проблем, связанных с безопасностью.

У операторов техники, как правило, затруднен обзор, они могут не увидеть человека или транспорт, из-за шума на площадке не слышат предупредительные сигналы.

Не все следят за соблюдением правил безопасности в опасных производственных зонах: могут вести себя халатно, не надевать каски, страховочные пояса и другие средства индивидуальной защиты.

Результат — высокий травматизм, частые аварии и наезды. А значит, серьезный ущерб для здоровья людей, простои, срыв производственного процесса. Увеличиваются расходы на больничные отпуска и ремонт техники, растут другие административные издержки.

career

Вторая группа проблем касается внутренних процессов компании. Чтобы следить за происходящим и предупреждать внештатные ситуации, у компании есть целый департамент диспетчеров. Они наблюдают за данными с видеокамер в режиме онлайн, но такой «ручной» подход нельзя назвать оптимальным:

занято слишком много сотрудников, это раздувает штат и зарплатный фонд;

из-за банальной невнимательности департамент не всегда обеспечивает нужный уровень безопасности.

Как работали
1 этап. Аналитика. Команда Ростелекома изучила условия труда и технологические процессы предприятия непосредственно на местах и пообщалась с персоналом. На основе исследования были сформированы функциональные требования к технологиям и описаны все конкретные потребности заказчика. Длительность — 1,5 месяца.
3 этап. Реализация проекта. Осуществили монтаж оборудования и интеграцию программного обеспечения в существующую ИТ-инфраструктуру предприятия. Сроки реализации напрямую зависят от масштабов и сложности проекта, обычно это занимает период от 2 до 9 месяцев. В данном случае на все внедрения команде потребовалось полгода.
2 этап. Выработка решения. Отраслевые эксперты Ростелекома выбрали оптимальный набор программно-аппаратных ИТ-решений и составили дорожную карту их внедрения, а также сформировали технико-коммерческое предложение для заказчика. На это потребовалось еще 1,5 месяца.
4 этап. Поддержка и аутсорсинг. Работа Ростелекома на этом не закончилась, ведь забота о безопасности фактически передана на аутсорсинг. Специалисты Ростелекома удаленно следят за правильной и корректной работой всех решений и оперативно выезжают на объект в случае выявления неисправностей. Это избавляет работодателей от злоупотреблений и умышленных нарушений (порой сотрудники клиентов не заинтересованы в изменениях и саботируют процесс). Аутсорсинг в этом случае оптимален и дает гарантии качества и безопасности.
Что внедрили

«Антинаезд» на выработке. Комплекс состоит из нескольких технических устройств. Во-первых, это персональные теги, встроенные в фонари, каски или спецодежду сотрудников — они определяют местоположение человека относительно техники и подают сигналы тревоги в случае опасной близости. Во-вторых, это различные антенны и блоки контроля, монтируемые на саму технику. Они обнаруживают персональные теги, вычисляют расстояние до них и передают данные на дисплей оператора, установленный непосредственно в кабине. Кроме того, для случаев, когда сотрудники не реагируют на предупредительные сигналы, был предусмотрен сценарий принудительной остановки техники, на данном предприятии он срабатывал при сближении менее чем на 10 метров.

Видеоаналитика. Теперь за данными с камер следят не диспетчеры, а алгоритмы. Если, например, сотрудник заходит в опасную зону без необходимых СИЗ, то система получит мгновенное уведомление о нарушении правил безопасности.

Цифровой контроль ношения СИЗ. Решением проблемы стали «умные каски» (0+). Специальный алгоритм анализирует показатели акселерометра и определяет, надета ли каска на голову. Кроме того, на другие средства индивидуальной защиты были закреплены специальные маячки, которые подавали сигналы в случае их удаления от «привязанной» к ним каски.

chart
Результаты
Снижение травматизма. Внедренные решения привели к тому, что на производстве стало на 15–20% меньше наездов и других специфических травм. Люди стали чувствовать себя в безопасности, сократилось количество больничных отпусков и ситуаций, когда из-за травм приходится искать экстренную замену сотруднику.
Один человек вместо департамента. Все эти системы позволили автоматизировать существенный пласт задач по охране труда и целый департамент диспетчеров был перераспределен на другие производственные задачи, отпала необходимость в найме новых сотрудников. За работу системы отвечает всего один человек. Так удалось избежать увеличения зарплатного фонда предприятия примерно на 6 млн рублей в год.
Меньше аварий и простоев техники. По расчетам заказчика, один час простоя карьерного самосвала стоит около 350 тыс. рублей, к которым добавляются расходы на ремонт и на административное сопровождение. Два-три даже небольших столкновения могли привести к суммарным убыткам в десятки, а иногда и сотни миллионов рублей.
Повышение производительности труда. Суммарный эффект от всех технологий — рост производительности труда на 25%. Техника и бригады всегда укомплектованы задачами, нет простоев, все инструкции и уведомления, связанные с правилами безопасности, приходят онлайн, и люди больше заняты непосредственно работой. Кроме того, опросы показали, что сотрудники положительно восприняли нововведения, на практике убедились, что они реально защищают их жизнь и здоровье. Это повысило их лояльность к работодателю и мотивацию.