На примере компании — клиента Ростелекома разбираемся, как автоматизировать склад, внедрив погрузчик с автопилотом, который заменит нескольких сотрудников, повысит эффективность и окупится за два года.
На заводе, который производит продукты питания, была неэффективно организована складская логистика — она была дорогой и трудоемкой.
На производстве есть технологическая линия, к ней нужно подавать поддоны (паллеты) с сырьем, а потом забирать готовую продукцию. В штате завода числилось много грузчиков, но их работа была мало автоматизирована. Раньше они вручную складывали коробки и ставили их на поддоны, которые перемещали на гидравлических тележках — в России их называют рохлями. Из-за этого погрузка занимала много времени, люди уставали, что влияло на эффективность работы.
Во время пандемии возник дефицит работников складов — грузчиков, фасовщиков, упаковщиков, — в том числе из-за конкуренции со службами доставки. Зарплаты в целом по рынку выросли на 25–35%. Для стабильной работы нужны и резервные сотрудники, которые помогают справиться с пиковыми нагрузками, это еще 10–30% фонда оплаты труда. Найти новых рабочих и обучить их — тоже расходы. В результате зарплатный фонд предприятия существенно увеличился.
При управлении складской техникой неизбежны аварии и другие неприятные инциденты. В среднем на ремонт оборудования и ликвидацию последствий компания тратила около 1 млн рублей.
Самостоятельная складская техника. Ростелеком предложил умные тягачи и электроштабелеры. На них установили лидары, которые контролируют траекторию движения: подают сигнал на рулевую колонку, а она совершает повороты, начинает или прекращает движение. На территории склада расчерчены траектории, чтобы компьютер мог контролировать полосы движения каждого электрокара и не допускать столкновений. Роботизированную технику в работу запускает диспетчер.
Продвинутая система управления складом. Система на стороне клиента: она может составить логистически оптимальный маршрут и направить его бортовому компьютеру каждого из умных электрокаров. Получив инструкцию, он начинает выполнение алгоритма: подъезжает к грузу, берет поддон и перемещает его в указанную точку. Система интегрируется и с базой хранения, в которой есть информация о том, где располагается тот или иной товар.
Умная система управления роботами. Технология на стороне Ростелекома: она оптимально распределяет задачи и в режиме реального времени отслеживает, где находится каждый робот и в каком он техническом состоянии. В аварийной ситуации она может остановить одного робота или сразу всех. Кроме того, аппаратный комплекс связан с системой управления складом и вносит в нее данные о статусе груза.
Налаженное техобслуживание. Оно предполагает калибровку датчиков и замены отдельных элементов системы, которые нечасто выходят из строя. Техобслуживание можно проводить в России, и зависимости от иностранных компаний нет. Есть отечественные инжиниринговые предприятия, которые занимаются подобными работами.
Профессиональная сеть. Ростелеком использует беспроводной способ обмена данными: в основном это Private LTE — сети четвертого поколения. Под каждый объект выбирают индивидуальное проектное решение в зависимости от условий и обстановки.