Неутомимые грузчики: как складской робот заменил 16 рабочих
Кейс

На примере компании — клиента Ростелекома разбираемся, как автоматизировать склад, внедрив погрузчик с автопилотом, который заменит нескольких сотрудников, повысит эффективность и окупится за два года.

shelving
Клиент и его проблема

На заводе, который производит продукты питания, была неэффективно организована складская логистика — она была дорогой и трудоемкой.

На производстве есть технологическая линия, к ней нужно подавать поддоны (паллеты) с сырьем, а потом забирать готовую продукцию. В штате завода числилось много грузчиков, но их работа была мало автоматизирована. Раньше они вручную складывали коробки и ставили их на поддоны, которые перемещали на гидравлических тележках — в России их называют рохлями. Из-за этого погрузка занимала много времени, люди уставали, что влияло на эффективность работы.

Во время пандемии возник дефицит работников складов — грузчиков, фасовщиков, упаковщиков, — в том числе из-за конкуренции со службами доставки. Зарплаты в целом по рынку выросли на 25–35%. Для стабильной работы нужны и резервные сотрудники, которые помогают справиться с пиковыми нагрузками, это еще 10–30% фонда оплаты труда. Найти новых рабочих и обучить их — тоже расходы. В результате зарплатный фонд предприятия существенно увеличился.

При управлении складской техникой неизбежны аварии и другие неприятные инциденты. В среднем на ремонт оборудования и ликвидацию последствий компания тратила около 1 млн рублей.

shelving
Как работали
Перед специалистами Ростелекома стояла задача автоматизировать логистику на складах. Решением стали автопилоты для складской техники. Автономные роботизированные погрузчики самостоятельно, без оператора, передвигаются по складу, объезжают препятствия и избегают столкновений друг с другом с помощью чувствительных сенсоров. Автоматика умеет сканировать пространство, определять положение груза и его объем.
Заказчику пришлось переустроить склад: например, снести часть стены, чтобы обеспечить свободный доступ электропогрузчика к технологической линии. Кроме того, клиент выровнял пол и сделал разметку — это нужно для корректной работы датчиков-лидаров.
Ростелеком переоборудовал электропогрузчики предприятия, тщательно откалибровал и настроил для корректной работы все датчики.
Ростелеком поставил оборудование и софт: лидары, алгоритм — весь программно-технический комплекс. Технологии и ПО связали с системами управления складами, которые использовал клиент. Это позволило одновременно контролировать количество и расположение груза и давать команды роботизированной технике для его перемещения.
Завод купил и установил робота-манипулятора. Теперь коробки складывают на паллеты и закатывают в пленку не рабочие вручную, а механическая «рука». Готовые поддоны затем забирает роботизированный складской кар для погрузки в грузовики.
Что внедрили

Самостоятельная складская техника. Ростелеком предложил умные тягачи и электроштабелеры. На них установили лидары, которые контролируют траекторию движения: подают сигнал на рулевую колонку, а она совершает повороты, начинает или прекращает движение. На территории склада расчерчены траектории, чтобы компьютер мог контролировать полосы движения каждого электрокара и не допускать столкновений. Роботизированную технику в работу запускает диспетчер.

Продвинутая система управления складом. Система на стороне клиента: она может составить логистически оптимальный маршрут и направить его бортовому компьютеру каждого из умных электрокаров. Получив инструкцию, он начинает выполнение алгоритма: подъезжает к грузу, берет поддон и перемещает его в указанную точку. Система интегрируется и с базой хранения, в которой есть информация о том, где располагается тот или иной товар.

Умная система управления роботами. Технология на стороне Ростелекома: она оптимально распределяет задачи и в режиме реального времени отслеживает, где находится каждый робот и в каком он техническом состоянии. В аварийной ситуации она может остановить одного робота или сразу всех. Кроме того, аппаратный комплекс связан с системой управления складом и вносит в нее данные о статусе груза.

Налаженное техобслуживание. Оно предполагает калибровку датчиков и замены отдельных элементов системы, которые нечасто выходят из строя. Техобслуживание можно проводить в России, и зависимости от иностранных компаний нет. Есть отечественные инжиниринговые предприятия, которые занимаются подобными работами.

Профессиональная сеть. Ростелеком использует беспроводной способ обмена данными: в основном это Private LTE — сети четвертого поколения. Под каждый объект выбирают индивидуальное проектное решение в зависимости от условий и обстановки.

shelving
Результаты
Увеличилась скорость работы и снизились затраты на обслуживание склада. Производительность людей и машин абсолютно разная: грузчики могут заболеть, устать и даже задремать. Тогда как электропогрузчик без устали и пауз выполняет свои задачи. Результаты автоматизации склада с беспилотной техникой настолько понравились клиенту, что завод решил полностью перейти на роботизированный способ погрузки и разгрузки.
Повысилась безопасность работы. Робот контролирует погрузку, система отслеживает положение паллет во время работ, компьютер не допускает столкновений и аварий, электропогрузчики соблюдают правила движения. Человеческий фактор минимизируется, а люди меньше времени проводят в опасной зоне, где движутся машины и складируются многотонные грузы.
Уменьшились расходы на ФОТ. Один автоматизированный погрузчик заменил 12 человек, которые выполняют ту же работу. Если учитывать, что часть сотрудников берут отпуска и больничные, а в пиковые периоды требуются дополнительные работники, это число увеличивается до 16 человек. Эксплуатационные затраты на автоматическую технику заметно меньше. Для поддержки автоматизированной системы нужен всего лишь диспетчер и иногда специалисты по техобслуживанию.
Выход на рентабельность через два года. Затраты на создание системы окупаются примерно за 1,5–2 года, это хороший показатель для инвестиций в модернизацию. Система учится и исправляет возможные сопутствующие ошибки, и чем дольше она работает, тем точнее с каждым разом проводятся операции.